Китайский Большой Брат — Город Солнца

Это вторая часть. Первая часть статьи здесь…

Упомянутые в прошлый раз системы контроля над населением появились в Китае не на пустом месте. Китай является одной из древнейших цивилизаций на Земле и в своем историческом багаже имеет много удачных и неудачных способов решения проблем. Вопросы контроля над большими массами мигрирующего населения стали перед ним тогда, когда большинства нынешних государств ещё не было на карте.

Поэтому, перед тем как дальше рассматривать технические новинки Китая, вспомним немного его историю:

Одна из исторических систем массового контроля — так называемая «баоцзя» (保甲) . Первоначально она (точнее письменные упоминания, сама система скорее всего была известна намного раньше) восходит ко временам Сянь-Гуна (он правил с 384 по 362 г. до н.э.) и его советника Цзы Чаня. Провести эту систему в жизнь удалось уже при царствовании Сяо-Гуна (361-338 гг. до н.э.) и его советника Шан Яна ( (390-338 гг. до н. э.).

Как сообщает Сыма Цянь, в 356 г. до н.э. Шан Ян осуществил следующие преобразования:

1. «Приказал народу разделиться на [группы] по пять и десять семей], установил [систему] взаимного наблюдения и ответственности за преступления]. Тот, кто не донесет о преступнике, будет разрублен пополам; тот, кто донесет о преступнике, будет награжден как [воин], отрубивший голову врагу; скрывших преступника наказывать так же, как и [воина], сдавшегося врагу.

2. Те из народа, кто, имея [в семье] двух и более мужчин, не разделили [с ними хозяйства], платят двойной налог.

3. Имеющий воинские заслуги получает от правителя ранг знатности в соответствии с [установленным] порядком. Тот, кто сражается с другими из-за личных интересов, подвергается суровым или легким наказаниям в зависимости от тяжести преступления.

4. Старые и молодые — те, кто, усиленно трудясь на ниве основного занятия, пашут, ткут и производят много зерна и шелка, освобождаются от трудовых повинностей. Извлекающие выгоду из второстепенных занятий (торговля и ремесло), а также бедные из-за [собственной] лени должны быть превращены в рабов.

5. Члены знатных домов, не имеющие воинских заслуг, лишаются права быть внесенными в списки знати. Для обладателя каждого ранга устанавливаются четкие размеры частных полей, количество домов, слуг, служанок и [вид] одежды. Имеющим заслуги оказывать почести, не имеющим оных не разрешать роскоши даже при богатстве»….

История Китая с древнейших времен до наших дней. 
Москва — Главная редакция восточной литературы, 1974 г.

В 350 году до н.э. также был издан указ, запрещающий отцам, взрослым сыновьям и братьям жить в одном доме. Цель этих указов была двоякая. Во первых, заставить людей трудиться, а не бездельничать, и платить налоги с каждого хозяйства (для этого расселяли кровных родственников). А во вторых, вырвать их из под контроля местной аристократии (а это уже хорошо знакомое нам по школьной истории противостояние царя и аристократии).

Следование этим реформам впоследствии стало известно как легизм. Учение оказалось эффективным и царство Цинь смогло подчинить себе другие древнекитайские государства. Была создана единая империя. Циньский царь Ин Чжэн был провозглашен в 221 г. до н. э. первым циньским императором — Цинь Шихуаном. Главным его советником стал легист Ли Сы.

Книга сельскохозяйственного управления, хранящаяся в храме Конфуция в Цзядине Источник https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9929765
Книга сельскохозяйственного управления, хранящаяся в храме Конфуция в Цзядине由Ciked — 自己的作品,CC BY-SA 3.0,https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9929765

В тексте Ланъятайской стелы, поставленной в 219 г. до н. э., эта политика Цинь Шихуана была охарактеризована как одно из величайших достижений: «Заслуга императора состоит в том, что он заставил народ заниматься основным делом, поощрял земледелие и искоренял второстепенное. Черноголовые (так называли китайцев) стали богатеть».

На всех должностных лиц распространялась легистская система взаимной ответственности. Это значит, что в случае нарушения приказа или просто плохой работы, наказанию подвергался не только «провинившийся», но и тот, кто рекомендовал его на должность. Согласно этой же системе, «чиновник, видевший [преступление] или знавший о нем, но не сообщивший об этом властям, подвергался такому же наказанию, что и преступник».

В дальнейшем китайская цивилизация в большей мере дрейфовала от легизма к конфуцианству.

министр-реформатор Ван Ань-ши при династии Сун. Источник https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=179085
Ван Ань-ши 公有领域, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=179085

Повторный возврат к баоцзя произошел в 1070 г при династии Сун. На этот раз лоббистом этой системы был министр-реформатор Ван Ань-ши:

по этому закону из каждого сел. двора, имевшего в своем составе двух взрослых мужчин, одного зачисляли в бойцы баоцзя . 10 дворов составляли 1 бао, 50 дворов — 1 большой бао (дабао), 10 больших бао — 1 дубао. Должности начальников бао, большого бао и дубао занимались помещиками. Бао в обычное время несли службу патрулирования и охраны, причем все входившие в бао в случае недонесения о совершенном преступлении подлежали наказанию, как за соучастие. В периоды, свободные от сельхозработ, бойцы баоцзя. обучались военному делу.

Источник Советская историческая энциклопедия

На дверях домов должны были висеть таблички с именами проживающих. За актуальность табличек проживающие несли коллективную ответственность. В случае отъезда или приезда человека, в табличку вносили изменения и сообщалось начальнику.

Эта система ослабела после 1125 года, во время периода Сюаньхэ династии Северная Сун . Позднее она была возрождена но только на низовом уровне.

Кстати, в этом виде она показала свою опасную сторону. Низовая баоцзя делала страну лакомым куском для внешних агрессоров.

Ещё Макиавелли делил государства на два вида. Те которые трудно завоевать и легко потом управлять. И те, которые легко завоевать, но трудно потом управлять. Однако в некоторые периоды своей истории Китай оказалось и легко захватить и легко удерживать под контролем. В ситуации ослабления и коррупции центральной власти, внешним силам относительно легко удавалось захватить Китай. А благодаря баоцзя, удерживать под контролем массы населения.

Во времена захвата Китая монголами и маньчжурами, оккупанты применяли баоцзя в своих интересах. Благодаря системе доносов и круговой поруки среди китайцев, около 300 тысяч маньчжуров могли удерживать власть над 300 миллионами китайцев. Также баоцзя применяли португальцы на Макао и японцы на Тайване.

Официально система баоцзя была упразднена в 1949 году, после провозглашения Китайской Народной Республики (КНР). Но сейчас наметился возврат к некоторым её элементам, правда с новыми техническими средствами.

Об этом в следующем посте 

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.