Как в СССР появились цветные телевизоры

Хотя первые опыты по передаче цветного сигнала были произведены еще в первой половине 20 века, они не получили массового продолжения. Тогдашние изобретатели, в том числе Ованес Адамян в СССР, использовали механические схемы на вращающихся дисках. Такие системы плохо подходили для массового использования.

Ованес Адамян во время опытов по передаче цветного телесигнала
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20455666
Ованес Адамян во время опытов по передаче цветного телесигнала Автор: неизвестен — http://babon.sitecity.ru/ltext_1707031415.phtml?p_ident=ltext_1707031415.p_2304232955, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=20455666

СССР всегда внимательно следил за научно-техническими достижениями западных стран. И проведение в США, Великобритании и Франции в середине 20 века опытов по переходу массового телевидения на цвет, не прошли мимо его внимания.

Руководители СССР прекрасно понимали, насколько велико влияние телевидения на массы. И насколько цветная картинка ярче черно-белой. Не зря еще во времена немого кино, в фильме «Броненосец Потемкин» для премьеры пришлось вручную красить флаг в красный цвет прямо на пленке. Но на на черно-белых телевизорах красный цвет флага СССР не отображался. Это надо было исправить.

В США в 1950 г одобрили стандарт цветного телевещания CBS, а с июня 1951 г пять телестанций сети CBS начали регулярное цветное вещание. Но в октябре того же года производство цветных телевизоров было запрещено «в целях экономии стратегического сырья» (Корейская война). И под давлением производителей черно-белых телевизоров.

Этот запрет был снят в 1953 году. Основным камнем преткновения для США, как ни странно, оказалось их лидерство в массовом телевидении. На руках была масса черно-белых телеприемников (около 10 миллионов!). Существовало много черно-белых телестанций, и их владельцы в штыки воспринимали несовместимую систему цветного телевидения. Которую нельзя было принимать на черно-белые телеприемники даже в черно-белой раскраске.

У СССР, по понятным причинам, такой проблемы не было. В 1951 году, под руководством Виктора Крейцера была начата разработка стандарта с последовательной кадровой передачей цвета. А 7 ноября 1952 года Ленинградский телецентр провёл пробную трансляцию.

5 ноября 1953 года по такой же системе начала регулярное вещание опытная студия МОСЦТ из московского телецентра на Шаболовке. Система передачи сигнала была аналогична той, что применила CBS.

Для приёма сигнала выпускались телевизоры «Радуга» с кинескопом диаметром 18 сантиметров, перед которым 1500 оборотов в минуту вращался диск с тремя парами светофильтров. Вращение синхронизировалось с диском передающей камеры за счёт общей с телецентром электросети.

Телевизоры устанавливались в специально созданных ателье, для публичного просмотра экспериментальных передач, транслировавшихся несколько раз в неделю. По результатам использования эта система была признана бесперспективной, и в конце 1959 г. вещание по ней было прекращено.

Разработчики во всем мире пришли к необходимости создавать цветные телевизоры, совместимые с сигналом для черно-белых телевизоров. Для этого требовалось отдельно передавать сигналы яркости и цветности. Первыми такой стандарт в 1953 г приняли США — он называется NTSC.

В январе 1960 года в СССР, из студии МОСЦТ, началось экспериментальное вещание по аналогу NTSC, получившему название ОСКМ — Одновременная совместимая система с квадратурной модуляцией. Были выпущены крупные партии телевизоров «Радуга» (новой конструкции) и «Темп-22» с масочным кинескопом 53ЛК4Ц советской разработки. Однако NTSC, как первый стандарт, был не совсем технически-удачным и экспериментальное вещание в этом стандарте также было свернуто.

Тем временем европейцы пытались разработать свои, более технически удачные стандарты — в ФРГ PAL, во Франции-SECAM. В СССР решили не изобретать велосипед, а присоединится к одному из европейских стандартов. Было проведено тестирование обеих систем с учетом возможностей советских радиорелейных линий.

Президент Франции Шарль де Голль https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9848371
Президент Франции де Голль возможно оказал большое влияние на развитие цветного телевидения в СССР Автор: Bundesarchiv, B 145 Bild-F010324-0002 / Steiner, Egon / CC-BY-SA 3.0, CC BY-SA 3.0 de, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=9848371

Злые языки утверждают, что свою роль сыграла политика. Амбициозный Шарль Де Голль понимал, что система телевидения, которую примет СССР, будет принята всеми странами соцлагеря и рядом дружественных СССР стран за пределами Европы. Это обеспечило бы заказами французскую электронную промышленность.

Как раз в 1965 году генерал де Голль объявил об отказе использования доллара в международных расчётах и о переходе на единый золотой стандарт. А в феврале 1966 года Франция вышла из военной организации НАТО, а штаб-квартира организации была срочно переведена из Парижа в Брюссель. Это были явные реверансы в сторону СССР.

Как бы то ни было 22 марта 1965г. в Париже было заключено Соглашение между Правительством СССР и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области цветного телевидения.

Первая широковещательная передача по системе SECAM в СССР была приурочена к 50-летней годовщине Октябрьской революции, отмечавшейся 7 ноября 1967 года. В этот день состоялась первая внестудийная цветная передача с Красной площади, при помощи трёхтрубочных передающих камер «Спектр-7» отечественной разработки. Для приёма цветного изображения в том же году начат выпуск телевизоров «Рубин-401», «Радуга-403» и «Рекорд-101», на основе советских масочных кинескопов.

Надо отметить отсутствие отставания от стран Западной Европы. 1 июля 1967 года цветное телевизионное вещание началось в Англии, 27 августа 1967 года ‑ в ФРГ, 1 января 1968 года ‑ в Голландии.

С 1 января 1977 года все передачи Центрального телевидения СССР стали передаваться в цвете, а к 1987 году (то есть через двадцать лет после начала цветного вещания) цветное оборудование получили все региональные телецентры.

 Цветной телевизор «Рубин» 61ТЦ403Д https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=33396895
Цветной телевизор «Рубин» 61ТЦ403Д Выпуск начат в 1991 г. Автор: Andshel — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=33396895

По советским меркам цветные телевизоры были весьма недешевы. Например Рубин 714 стоил 680 рублей (10 процентов от нового легкового автомобиля), а с приемником ДМВ 715 рублей. При этом он имел вполне достойную, даже по нынешним временам, диагональ 61 см. И впечатляющий вес 60 кг.

Массовыми цветные телевизоры в СССР стали только во второй половине восьмидесятых годов 20 века. К тому времени цветных телеприемников было уже произведено около 50 миллионов.

Важную роль в распространении цветного телевидения сыграли космические телевизионные системы «Орбита», «Экран», «Москва». Но самому СССР увы, уже оставалось считанные годы.

Посмотреть впечатляющий список выпускавшихся в СССР цветных телевизоров можно здесь. Ссылки в списке кликабельны. Обратите внимание на большое количество марок и моделей.

Источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

http://www.rw6ase.narod.ru/00/twc.html

1 комментарий к “Как в СССР появились цветные телевизоры”

  1. Спасибо за статью! Правда, по моему опыту, массовая продажа была раньше. Я спокойно приобрёл в кредит уже горизонт 728 кнопочный в 81 году. Занимался ремонтом позже и год производства где, то 77.

    Ответить

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.